Автор лого - Belaya_ber
Ширина страницы: 100%| 3/4| Размер шрифта: 9 pt| 10 pt| 12 pt| 14 pt

Только зарегистрированные участники
могут голосовать
Вступление


Но невозможно пройти мимо, описывая Трансформеров, не затронув то, как они воспринимают окружающий мир, взаимодействуют с ним, реагируют на события в нём и прочее. Здесь следует задать вопрос: похожи ли они на людей или всё-таки изначально чужие? На мой взгляд, верно второе убеждение, ибо кибертронцы, в отличие от людей, искусственно созданная раса механоидов, обладающих запредельной продолжительностью жизни, и к тому же развивавшаяся отдельно. Полагать же, что кибертронцы будут взаимодействовать абсолютно так же с миром, как и люди – есть проявление антропоцентризма, а потому должно быть изменено. Важнее спрашивать: «В чём схожи с нами пришельцы?» и «В чём разница между нами и пришельцами?», нежели чем просто полагать, что они такие же, как и мы.

Завершив с предисловием, перейду к описанию психологии кибертронцев.

Трансформеры: особенности психофизиологии


Из-за своего абиологического строения, эмоциональные процессы протекают в мехатронном организме кибертронца не совсем как у людей. Их системы передачи и обработки данных, в отличие от человеческих, не используют химические реакции вообще, а потому таких вещей, как наркотики и прочие соединения, влияющие на сознание, им не могут быть знакомы. Почему? Да просто от того, что в человеческом мозге имеются особые сенсоры, реагирующие на растворённые в крови вещества. Но у Трансформера мозг – кристаллический нейрокомпьютер, сквозь который если и протекает какая-то жидкость, так это охладитель. А питание энергией и вовсе осуществляется через электрические проводники, из-за чего ЦП не нуждается в каком-либо аналоге крови, чтобы работать.

Вообще же, отсутствие химических соединений, влияющих на процессы работы ЦП, а также большая скорость передачи данных наталкивает на определённые выводы по протеканию эмоций у кибертронцев. Они у них скоротечные – как быстро возникают, так и быстро гаснут. Другими словами, среди них преобладают сангвинники (с возможными отклонениями в сторону холерического (сильнее и длительней процессы возбуждения) или флегматического темпераментов (сильнее и длительней процессы возбуждения)). Меланхоликов немного, и они больше схожи со спокойными людьми сангвиннического темперамента. Из-за скоротечности эмоций кибертронцы в эмоциональных состояниях не застревают надолго.

Другие особенности у Трансформеров связаны с устройством их «мозга». У них нет двух полушарий, но ЦП разделён на два уровня. Низший уровень подключён ко всему корпусу и управляет им, а также получает информацию от авточувств. Верхний уровень, соединённый с нижним множеством микроскопических волоконно-оптических кабелей, обрабатывает мыслительные, ассоциативные и эмоциональные процессы, а также передаёт команды на движения корпусом.

Сами «отделы», расположенные в нейропроцессоре и ответственные за обработку эмоциональных процессоров, надёжно соединены с «отделами», передающими команды на ту часть низшего уровня, что контролирует движения корпуса. Поэтому в состоянии эмоционального возбуждения кибертронец не совершает неуправляемых движений. Вообще. Если он, к примеру, что-то сломал в припадке ярости – то это Трансформер сделал намеренно, чтобы не лезть в драку, или чтобы навредить вам косвенно. Эмоции же у кибертронцев представляют набор программ, запускаемых при получении определённой информации. Кстати, это означает, что Трансформер при повреждении этих «отделов» не сможет испытывать ни страха, ни радости, ни гнева, ни печали – у него будет ЦП работать лишь на выполнение задач, поставленных Искрой.

(Кстати, о том, за что отвечает Искра. Это воля, память и ядро личности Трансформера - одним словом, всё то, что определяет ценности, желания и цели данного кибертронца в жизни. Она подключена ко всем крупным «узлам» в верхнем уровне ЦП. Ну, а зарождающиеся в ней чувства - это реакции воли и ядра личности на полученную информацию.)

При изменении своего эмоционального состояния кибертронцам присущи смена режима работы систем охлаждения, смена позы и выражения лицевой пластины, возможны скачки в мощности энергонного реактора (когда кибертронцы, к примеру, испытывают гнев, то они могут сказать что-то наподобие: «РРРАААРГХ!!! Мой энергоотсек заполнился расплавленным металлом, так я хочу КРУШИТЬ/ВЛОМИТЬ ИМ!!!»). Также, когда кибертронцы испытывают эмоции, они меняют своё электромагнитное излучение и излучение полей Искры, на что тут же реагируют окружающие сородичи. Это очень важно – в отличие от людей, у кибертронцев нет феромонов, и они не обмениваются, подобно органическим формам жизни, запахами.

Немалую часть высшего уровня ЦП занимает так называемый ассоциативный слой – сеть нейропроцессоров, соединяющая все прочие отделы. Без этого слоя кибертронцы не смогли бы создать язык, имели бы проблемы с проведением аналогий, но самое главное – обществу было бы трудно функционировать, так как его члены не могли бы ассоциировать слова, жесты и символы с объектами, явлениями, событиями и живыми существами.

У Трансформеров, способных принять форму летательных аппаратов, нижний уровень ЦП и отдел, отвечающий за моторные функции на высшем уровне, устроены гораздо сложнее, нежели чем у прочих кибертронцев. Кроме этого, у всех кибертронцев моторный отдел устроен гораздо совершенней, чем у людей – они являются программируемыми амбидекстрами. Если Трансформер освоил, например, какое-то действие правым манипулятором, то вслед за этим ЦП симметрично скопирует это же действие для левого манипулятора, «отзеркалив» все перемещения. С этим, кстати и связано то, что жители Кибертрона так хорошо умеют стрелять с обоих манипуляторов. Также кибертронцы благодаря цифровому управлению могут управлять усилием своих движений и своими перемещениями на невероятном уровне – Трансформер может склониться к земле и пожать кисть органику, не сломав её, а затем разорвать напополам лист бронестали.

Что же касается соединения камеры Искры с ЦП, то она осуществлена через множество оптических волокон и четыре приёмно-передающих нанофотонных устройства, подключённых к камере (три у миниконов). Эти устройства, судя по всему, принимают информацию от высшего уровня ЦП, обрабатывают и пересылают её через, без преувеличения, странный передатчик в Искру. Указания же от Искры (вне сомнений, они имеют форму колебаний – но каких, не ясно) улавливаются каким-то тоже странным приёмником, перерабатываются в цифровой светосигнал и отправляются в ЦП по тем же волокнам.

Хотя кибертронским исследователям (главным образом, медтехникам, у которых отсутствовали тормоза на эксперименты над собой или другими кибертронцами в поисках этих колебаний, да и не стоит забывать про исследования деактивированных корпусов) так и не удалось обнаружить эти колебания, они выдвинули две гипотезы. Первая – за это ответственно пятое фундаментальное взаимодействие, ещё Трансформерам неизвестное. Вторая – что, возможно, Искра – многомерный объект, а потому передатчик передаёт, а приёмник – получает многомерные сигналы. Потому их обычными устройствами и не обнаружить.

Обучаемость кибертронцев не зависит от их возраста, а зависит от устройства ЦП данного кибертронца. Чем сложнее отделы, отвечающие за когнитивные способности и обработку информации, полученной от авточувств, тем большим интеллектом и высокой обучаемостью в потенциале обладает Трансформер. Их ЦП способен к усложнению в любой период жизни (то есть к увеличению связей между отдельными нейропроцессорами), но имеет ограничения на то, сколько связей может быть создано и насколько быстро информация обрабатывается.

Трансформеры: психология


Когда мы беремся рассматривать психику Трансформеров, то сразу натыкаемся на одну важную деталь: они лишены напрочь инстинкта размножения. То есть вообще кибертронцам незнакомо понятие секса, да и набор культурных норм и обычаев, связанных с размножением, как это бывает у биологических рас, нет. Другая вещь – это нечеловеческое восприятие пищи и голода. Человек, лишённый воды и еды, умрёт, а кибертронец, испытывающий дефицит энергии, погрузится в стазис. Всё это базовые вещи, связанные с функционированием организма, но как много они значат! Для кибертронцев голод не страшен, а из-за отсутствия чувства вкуса (его им заменяет цифровой химический анализатор) они неприхотливы в пище. Так что подкупить Трансформера чем-то базовым бесполезно – он скорее уйдёт в стазис… если безопасности его ничего не угрожает. (А исчезновение инстинкта размножения, в свою очередь, изменяет структуру общества и его культуру до чужеродности.)

А вот тут-то и возникает главное отличие кибертронцев от людей – для них потребность в безопасности первоочередная, важнее энергопотребления. К тому же не стоит и забывать, что выйти из глубокого стазиса Трансформер сам не сможет – энергия почти на нуле. Лишь помощь со стороны других разумных существ выведет его оттуда. Так что выбор места входа в стазис будет продиктован чувством безопасности и ощущением отсутствия внешних угроз. Кибертронец, попавший на войне в плен, будет злобно и подозрительно смотреть на врагов, ожидая от них нападения любую секунду, а рабы из них выходят плохие, так как Трансформер-раб, если его хозяин лишает ощущения безопасности, сменит альтформу на транспортную и уедет/улетит куда подальше.

Ах, да, сами условия на Кибертроне! Представьте себе бескрайнюю пустыню, в которой всегда тепло (по ночам может быть холодно, но это вас не беспокоит). А из земли неподалёку от вас вытекает жидкость, содержащая все питательные вещества. И пруд, образованный этой жидкостью, кажется неисчерпаемым – сколько бы вы из него выпили, он вновь восполняется. Представили? Так вот, если бы племя людей наткнулось на такое озеро, оно бы вряд ли от него ушло, и замедлило свои развитие – ему бы не потребовалось искать новых способов добычи пищи. А племя кибертронцев в тех же условиях построило город и развилось до космической цивилизации.

Ответ на эту проблему, конечно же, прост. Люди по психологии относятся к охотникам-собирателям, для которых главным страхом был голод. На Земле всегда существует голод. Даже наша пирамида потребностей подчёркивает это – она имеет вид «биологические потребности – безопасность - самооценка (общественная и личная) – актуализация – достижение». Но кибертронское сознание, похоже, произошло от усовершенствованного виртуального интеллекта (ВИ). Этот ВИ должен был не допустить ситуации, угрожавшей самому себе, и компетентно исполнять свою задачу. Затем его усовершенствовали до уровня полноценной личности. В случае с Трансформерами, это означает что их пирамида потребности выглядит как «безопасность – достижение – биологические потребности – самооценка (общественная и личная) – актуализация». Причём к пятому, последнему уровню, относится, кстати, то, что входит в Искру. – все остальные потребности, похоже, реализуются в ЦП.

Ах, да и ещё индивидуальность потребностей каждого кибертронца… Ну, здесь всё очевидно – фактор случайности. То, как захочет один кибертронец удовлетворить в свою потребность, к примеру, в топливе – не соответствует потребности другого Трансформера в топливе. (И так же с потребностью в действиях – что захочет делать один кибертронец, не означает, что другой кибертронец возжелает то же самое.) Причём для Трансформеров фактор неравенства, в отличие от людей, более заметен – у них есть летуны, есть обладатели лёгких альтформ, есть вертолёты, а есть массивные гусеничные бронемашины. Поэтому идея равенства у кибертронцев отличается от людей – взамен равного числа энергона на рыло, к примеру, они говорят о равенстве возможностей – все Трансформеры должны быть способны заправиться, а сколько – каждый пускай сам и выбирает.

А вот где кибертронцы точно могут требовать равенства, так это в безопасности. Их общество и его члены имеет обострённое чутьё опасности-безопасности, и потому просить о том, чтобы все его члены были в равной степени защищены, они могут.

Итак, по потребностям. Наличие безопасности как первоочередной потребности означает, что кибертронцы жаждут находиться в месте, где им ничего не угрожает. Если привести аналогию с людьми, то земляне показывают чужаку, что принимают в свою компанию, делясь с ним едой, а Трансформеры – делясь с ним местом в своём жилье и тем самым удовлетворяя его желание защищённости.

Также эта потребность, будучи первоочередной, очень сильно влияет на мелочи в поведении кибертронцев – если на двери написать «Опасно», то практически все Трансформеры туда не сунутся самостоятельно – храбрецов, желающих проверить это «Опасно» среди них очень, очень мало. Также это означает, что на работе, к примеру, кибертронцы будут выполнять технику безопасности всегда – что, впрочем, усиливается их второй потребностью. А Трансформеры-военные… если они встречаются с чем-то опасным, то они хотят эту угрозу уничтожить. Именно так. Если это угрожает их жизням, надо с этим покончить. Правда, не стоит забывать, что вояки думать умеют, а потому решение «Уничтожить» будет приниматься не всегда, но всегда будет рассматриваться.

Кстати, это одна из двух причин, почему в кибертронском обществе существует смертная казнь – массовых убийц и очень редко встречающихся маньяков расстреливают, а чтобы стать «массовым убийцей», необходимо лично убить трёх и больше Трансформеров (а потому террористов тоже часто пускают в расход). Вторая причина существования смертной казни – сохранение численности. Кибертронцев всегда было мало, а потому любые потери в численности для них трудновосполнимы (нужно ждать выхода нового Трансформера из искрового колодца), и от того лучший способ предотвратить конфликты, разрешающиеся убийством – установить строгий запрет на внутриобщественное насилие.

Эта потребность обеспечивает, помимо всего прочего, и союз между гражданскими и вояками – последние защищают территорию, на которой проживают и работают первые, а те им за это выдают «оплату» в виде нового или починенного оружия и боеприпасов.

Сбой этой потребности превращает кибертронца в невероятно подозрительную и недоверчивую личность, считающую, что можно верить лишь себе. У военных это усугубляется манией преследования.

Вторая потребность – желание действовать. Пожалуй, именно это сильно отличает Трансформеров от людей. Итак, мы приняли кибертронца в наш коллектив и разделили с ним жилье, верно? А теперь он хочет что-нибудь сделать. Может интересоваться, нужна ли его помощь. Может начать что-то мастерить. Может улучшить своё место обитания. Может захотеть защищать вас или будет искать того, с кем можно посоревноваться в умении сражаться. И если люди могут скромно заметить: «Мы всё можем сделать сами», то другие кибертронцы охотно согласятся – на Кибертроне жителей очень немного, коллектив со всеми делами справиться не может, а потому помощь не помешает. Общество часто задаёт этой потребности форму, завлекая кибертронцев на разные виды работы или ограничивая количество работников, занятых одной и той же деятельностью.

Интересно, что эта потребность связана с высокой энергоёмкостью энергона – реакторы на нём вырабатывают на порядки больше энергии, чем любые химические реакции в клетках, а от того Трансформеры гораздо деятельней людей. Также она накладывает и отпечаток на всю расу – кибертронцев иначе как трудоголиков не воспринимают. И, более того, Трансформерам не лень думать – потому что ЦП потребляет гораздо меньше энергии для работы, чем корпус для движений.

Хотя и не всегда, но эта потребность может «сбоить», и тогда кибертронцу не хочется ничего делать. Первый случай называется «угасанием» и характерен для кибертронцев, утративших интерес к жизни в силу больших-пребольших потерь и безысходности или проживших очень долго.

Второй случай – депрессия, возникающая у некоторых Трансформеров (меньшинства – не более пяти процентов кибертронцев к этому склонны), которые не находят смысла в своих действиях или в окружающем их мире. Это состояние называют «мраком», и оно решается лишь одним способом – кибертронцу или кибертронке в «мраке» нужно найти в окружающем мире идею или деятельность, имеющую смысл, на котором они могли бы сосредоточить свой ЦП. Также в обоих случаях нужно учитывать социальное давление – оно может заставить «угасающего» продержаться дольше, но будет действовать лишь хуже на сидящего в «мраке».

Третья потребность – биологические потребности, или желание получать ресурсы для себя. Тоже весьма необычная потребность, потому что стоит после «достижения» и «безопасности». Это желание двойственно – с одной стороны, кибертронцы лишены чувства вкуса, а потому потребляют лишь столько энергона, сколько им нужно, да и к заправке охлаждающейся жидкостью относятся тоже бесстрастно. Однако они могут быть весьма требовательны к ресурсам, получаемым за свои достижения. Кибертронцы, сделавшие большой объём работы, начинают желать себе или улучшения жилья, или какой-то предмет роскоши получить за успех, и прочее, и прочее. Эти запросы, хотя и индивидуальны, могут быть оценены – для улучшения жилья нужен чей-то труд, равно как и роскошь на дороге не валяется. Именно третья потребность приводит к созданию зарплат, обмену и торговле. Также она весьма примечательна своей утилитарностью – кибертронец никогда не хочет иметь ресурсы просто так. Они нужны ему или как вознаграждение за что-то, или для чего-то.

А вот сбой её любопытен. Представьте себе трудолюбивого кибертронца, который долго за свою работу вознаграждения не получал. А потребность есть. Что он делает? Правильно, берет то, чего лишён. Или ему вознаграждение показалось недостаточным, хочется большего, выдержки не хватило? Итог один: воровство. Люди воруют, чтобы иметь больше ресурсов, а кибертронцы – потому что они так оценивают свою деятельность. Что характерно, военные грабежи к этому сбою не причисляются – если вояки грабят врагов, то никто их трогать не будет. Также культурные нормы тоже могут влиять на то, что кибертронец воспринимает как достойную себя награду, равно как и средний уровень жизни его окружения.

Конечно, воровство разрушительно для общества, так как при этом кибертронец лишает награды за труд тех, кого он обворовал, и потому его ограничивают страхом наказания: тебе не захочется воровать, если тебя изгонят из коллектива или отправят на принудительные работы.

Четвёртая потребность – желание быть признанным обществом – имеет внешние проявления как у людей – Трансформер может хвастаться, может действовать просто ради того, чтобы увеличить круг знакомств, может показывать свои награды, может постоянно влезать во что-то, чтобы его заметили, может требовать уважительного общения к себе и, конечно, хвастаться (хвастаются и мехи, и фемки). Но вот внутри всё по-другому.

Из-за того, что эта потребность идёт только после желания действовать и достигать целей, понты у Трансформеров абсолютно всегда будут иметь реальную основу. А ещё эти механоиды всегда оценивают кого-то по делам. Кроме этого, молодые кибертронцы, ещё не удовлетворившие предыдущие потребности, весьма скромны по людским мерам – и чем старше кибертронец, тем более он горд своими достижениями. Сбой этой потребности приводит либо к демонстративному поведению, либо к язвительности и едкости в общении. Добившиеся же признания кибертронцы очень горды и ходят с «задранным носом». Не реализовавшие эту потребность кибертронцы становятся невыносимыми, так как им хочется получить признания, которое им не дают окружающие, и они ведут себя мерзко.

Пожалуй, эта потребность может вызвать непонимание кибертронцев и людей. У многих землян есть склонность хвастаться тем, какие влиятельные или богатые их родственники, демонстрируя это роскошными вещами или неуважением к законам. По мнению кибертронцев, бессмысленно хвастаться богатством или влиятельностью родственников – это не то, чего ты добился, а просто ресурс для достижения целей, и не более.

Наконец, последней идёт потребность в самоактуализации. В этот момент цели интересы Трансформера могут резко измениться. Он может, к примеру, увлечься искусством или сменить место работы, может внезапно начать организовывать свой коллектив…. Самое главное, что отличает эту потребность от всех предыдущих – актуализирующийся кибертронец хочет сильно добиться какой-то осмысленной цели и изменить окружающий его мир. Не просто действовать, а именно достигать какой-то цели. Однако, в отличие от людей, у Трансформеров на этом этапе жизни уже имеется огромный опыт действий и взаимодействия с окружающим миром и обществом, а от того их цели не лишены реалистичности – они лучше землян осознают что достижимо, а что – нет.

Замечу, что потребности у кибертронцев могут удовлетворяться неравномерно, а потому они могут достигать разных этапов в разные моменты жизни. Также, несмотря на большую продолжительность жизни и большую тягу к саморазвитию, Трансформеры могут быть ослеплены гордыней и самоуверенностью, равно как и не защищены от совершения ошибок.

Ещё один момент с потребностями, который делает кибертронцев похожими на людей – это зависть, обида и недовольство. Трансформер тоже может быть недоволен, если кто-то другой смог удовлетворить свои потребности, а он – нет. И он может завидовать успеху сородича или другого разумного существа – и эта зависть может быть «белой» и «чёрной», толкающей на развитие или на желание типа людского «пусть у моего соседа коровы, за чье молоко он деньги гребёт лопатой, передохнут». Могут они и обижаться, если одному кибертронцу предпочли другого.

В совокупности, кибертронцы воспринимают мир, как пространство, наполеннное объектами и субъектами, которое и которых они могут изменить, а с какой целью – зависит уже от отдельной личности, её окружения и общества, в котором эта личность проживает.

Психология кибертронцев: феммы и мехи


Кибертронские феммы, хотя внешне и напоминают земных женщин (у них лицевые пластины и обводы корпуса отличны от мехов, да и частота работы голосового генератора выше, а рост примерно такой же), склонны в среднем к андрогинному поведению – сколько в их характерах мужского, а сколько женского начала, зависит от совокупности врождённых наклонностей, общественного норм и воздействия профессии. Их существование, по всей видимости, вызвано тем, что Праймус брал в качестве прототипа челевекоподобную двуполую расу. Также у фемм слегка отлична от мехов структура искрового поля. Впрочем, это отличие играет лишь одну роль – когда Искры начинают соприкасаться излучением, кибертронец или кибертронка может сразу определить, кто подошёл.

Также нужно заметить, что наименее женственными являются феммы, занятые наукой или служащие в армии, а наиболее – деятельницы искусства. Остальные распределились по шкале маскулинности – феминности где-то посередине. Также кибертронцы-вояки говорят, что феммы с боевыми альтформами, или учёные, или артистки едут или летят вровень с мехами, а остальные – на пол-корпуса позади.

Психология кибертронцев: желание жить и лень


Если что и меняется у Трансформеров с возрастом, так это баланс двух желаний психике. Первое из них – это «эаткор» - сокращение от словосочетания «жажда движения» на иаконском диалекте. «Эаткор» кибертронцы видят как то, что побуждает их работать изо дня в день, насыщать свои желания, преобразовывать электрическую энергию, выработанную энергонным реактором, в любую форму активности. В особенности «эаткор» силён у молодых Трансформеров (проживших менее ста ворн). Иногда ещё это желание называют «желанием жить», но словосочетание «жажда движения», по мнению кибертронских психологов, наиболее точно противопоставлено по смыслу второму желанию – «рихиару».

«Рихмару» - это сокращение от словосочетания «сберегание энергии». Это желание проявляется в лени, нежелании что-либо делать, что не расходовать энергию. Кибертронец, поглощённый «рихмаром», может пролежать, например, целый солярный цикл (кибертронские сутки), ничего абсолютно не делая и не погружаясь даже в лёгкий стазис, оставаясь в сознании. Это желание очень слабо в первую сотню ворнов жизни, а затем начинает тянуть Трансформера всё сильней и сильней к образу жизни, не расходующему много энергии.

В конце концов «рихмар» приводит к деактивации – когда кибертронец прожил более тысячи ворнов, «сберегание энергии» становится крайне сильными и, если Трансформер утратит в какой-то момент интерес к жизни, то он просто ложится на почву планеты и лежит до тех пор, пока не гаснет Искра, а его/её корпус сереет. О кибертронцах, увлечённых «рихгоном», говорят, что они находятся в состоянии «угасания», а умерших из-за такого – «угасшими» или «ушедшими говорить с Праймусом». (Не путать с кибертронским высказыванием «отправить разговаривать с Праймусом» - такое говорят про расстрелянных преступников.)

Наконец, есть кибертронцы, у которых «эаткор» избыточен. Их не так много – не более пяти процентов. Их Искра обладает столь сильной «жаждой движения», что она избыточна для одного кибертронца. Такие Трансформеры проводят свою жизнь на «форсаже» - их реакторы постоянно работают в максимальном режиме, если они не перезагружаются, их Искры излучают гораздо сильней, их электромагнитные поля более неистовы. Избыточность «эаткора» ведёт к пассионарности - что неудивительно, так как тяга к действию гораздо сильней, чем у прочих кибертронцев. Пассионарии среди Трансфомеров не оставляют никого безразличным по отношению к себе. Примерами подобных кибертронцев являются Мегатрон, Гримлок и другие.

Также, у кибертронца «эаткор» может слабеть от жизненных потрясений, утрат, неудач и прочего. Разочарование в своих делах и мысли о том, что больше ничего в жизни не затрагивает, приближают начало «угасания».