Автор лого - Belaya_ber
Ширина страницы: 100%| 3/4| Размер шрифта: 9 pt| 10 pt| 12 pt| 14 pt

Только зарегистрированные участники
могут голосовать
Перемещение в транспортной альтформе


Наконец, переходим к описанию разнообразных устройств, с помощью которых кибертронцы перемещаются в своих формах корпуса.

Самый очевидный метод – это использование опорно-двигательного аппарата. При этом кибер-мышцы, работающие в парах, сгибаются и разгибаются, приводя тем самым в движение элементы эндоскелета. Экзоскелет в этом не участвует – он выполняет защитную функцию. Чтобы кибертронец при этом мог определить, где вверх, а где низ, и чтобы он не потерял равновесие при движении, в его корпусе имеется лазерный гироскоп, регистрирующий смещения центра тяжести.

Впрочем, немногие Трансформеры используют этот метод перемещения в транспортных альтформах. И главная тому причина – соотношение куба и квадрата. Покажу это на примере кибертронцев различных размеров. Итак, миникон ростом два метра будет весить около четырёхсот килограмм. Однако, так как его мышцы создают усилие в 1.5 ГПа, а мышцы человека – в 400 кПа, то он будет в 3750/4= 937.5 раз сильнее двухметрового человека.

Теперь возьмём Трансформера ростом в 6 метров (средний рост кибертронцев, не считая ИИ). Все его размеры увеличились, грубо говоря, втрое, а объём, соответственно, в 27 раз! И значит, весить он будет больше в 27 раз минимум. А сила мышц пропорциональна площади, которая увеличилась лишь в девять раз. Следовательно, наш шестиметровый кибертронец вынужден перемещать при той же пропорциональной силе мышц втрое больше веса!

Больше Трансформер? Вес растёт. Десятиметровый кибертронец имеет массу примерно в 400*125=50000 килограмм или 50 тонн (а летуны, танки и многорежимники с таким ростом будут ещё тяжелее). Поэтому среди больших Трансформеров не может быть звероформеров – они банально неэффективны. Тем более что форма машины – что наземной, что летающей, что военной – может выполнять больше разнообразных функций, нежели чем форма зверя. Исключение из правил – эксперименты кибертронских учёных.

Кроме этого, встречаются шагающие танки – боевые бронированные машины с шестью-двенадцатью массивными ногами (верней, опорами) и большими ступнями и танковым корпусом. Они не могут прыгать и бессильны в ближнем бою, но компенсируют это отличной проходимостью, а также арсеналом разнообразного стрелкового оружия и впечатляющей экипировкой. Шагающими танками, впрочем, становятся лишь Трансформеры-Возвысившиеся и Превосходящие, о которых речь пойдёт через несколько глав.

Однако ничто не мешает сущестовать небольшим звероформерам. Они входят в обширную категорию миниконов – Трансформеров размером с человека. Эти жители Кибертрона очень сильны для своих небольших размеров, кибертрониевый экзоскелет надёжно защищает от повреждений, а кибер-мышцы делают их проворными. Так называемые «кассетиконы» – это миниконы, которые являются напарниками большого кибертронца и могут прикрепляться к его корпусу. О них разговор будет в следующей главе – про субрасы Трансформеров.

Как поедем?


Если же говорить о наземной технике, то здесь имеются два способа перемещения – на колёсах и на гусеницах. Начнём с первого способа.

У кибертронцев, перемещающихся в колёсных альтформах, каждое колесо приводится в движение своим электромотором переменного тока и закреплено на амортизирующей подвеске. Электроэнергия подаётся с сверхаккумуляторов, по дороге преобразовываясь из постоянного тока в переменный. Так как вес Трансформера гораздо больше, чем любого земного автомобиля при сопоставимых размерах, то колёса сделаны из более прочного резиноподобного полимера, а давление в них гораздо выше. Попутно манёвренность значительно повышена тем, что каждое из колёс может поворачиваться независимо от других.

Однако в связи с этим возникает проблема проходимости – слишком высокое удельное давление на грунт. На Кибертроне кататься нет проблем – там почва каменная, покрытая пылью. Но на Земле или другое планете с биологической экосистемой…. По дорогам Трансформер проедет, но если съедет с неё, а в особенности заедет в грязь, то он сразу увязнет – масса больше. Лишь тяжёлые грузовики и тягачи, броневики и колёсные танки с их огромными и широкими колёсами могут проехать по такой местности.

С этим нет проблем у гусеничных Трансформеров. Их огромная масса компенсируется огромной площадью ходовой части, которой они опираются на поверхность небесного тела. Подобно колёсникам, они движутся за счёт работы электромоторов. Катки гусениц расположены на подпружиненных балансирах, нежели чем на торсионах – это упрощает ремонт слетевшей гусеницы и трансформацию механоида. Благодаря компьютерному управлению скоростями вращения валов моторов кибертронец может развернуться на месте.

Если есть средства перемещения, то они могут быть повреждены. С колёсами всё просто – они оснащены встроенными насосами, а при пробитиях микроремонтники заделывают пробития, пока Трансформер находится в андроформе. Но у кибертронцев с гусеничной ходовой всё сложнее – им приходится переходить в андроформу, чтобы отремонтировать слетевшую или повреждённую гусеницу. Также у них в корпусе имеется люк, в который они засовывают повреждённые траки, чтобы микромашины их восстановили. Внутри этого помещения также имеется и хранилище с новыми траками.

И не стоит забывать, что ходовая постепенно изнашивается при езде. Поэтому через некоторое время Трансформеру придётся или проводить саморемонт, или ехать к медтехнику за новыми траками или покрышками.

Полёт


У летунов всё очень, очень непросто. Они в действительности летают совсем не так, как показано на экране – ни один из Трансформеров не способен снизить скорость с нескольких сотен километров час до нуля за несколько секунд, равно как и вертикальный взлёт для них возможен только в условиях слабой гравитации, или для альтформ вертолёта/конвертоплана, или при наличии сопла с отклоняемым вектором тяги на 90 градусов (обычно сопло отклоняется не более чем на 30 градусов). Тем не менее, возможности их корпусов впечатляющи.

Во-первых, их весь корпус сделан из программируемого сплава. Следовательно, в полёте кибертронцы-летуны могут менять и аэродинамический профиль, и стреловидность крыла, и обтекаемость корпуса, что позволяет им с лёгкостью подстраиваться под любой режим полёта.

Во-вторых, они могут перевозить грузы, а также ракетно-бомбовое оружие не только во внутренних отсеках, но и в подпространственных карманах, что обеспечивает им впечатляющую грузоподъёмность.

А вот теперь перейдём к двигателям. И начнём мы с того, что летуны лишены антигравитационных платформ. В самом деле – чтобы создать отрицательное гравитационное поле, необходимо обладать отрицательной массой. Так что же они используют взамен них? Подпространственные карманы, конечно.

Впереди кармана пространство сжимается, позади – расширяется. И в результате он непрерывно «катится» по искажённой метрике пространства-времени. Это можно представить как непрерывно двигающуюся гравитационную волну, созданную колебаниями фантомной энергии (энергия отрицательного стресс-тензора). Так как одного кармана недостаточно из-за малых размеров сдвига пространства-времени, летуны несут их в себе целыми кластерами. Как следствие, они оснащены безопорными двигателями – перемещаются за счёт искажения пространства-времени. При этом карман, смещаясь по пространству-времени, тянет прикреплённый к нему объект за собой. А если их много, то и тягу они создают значительную.

Однако скорость полёта только на них ограниченна – летуны только на двигателях сдвига разгоняются на скорость не более четырехсот-пятисот километров в час при полёте в атмосфере планеты и имеют ускорение не более 5 м/с^2. Есть и вторая причина это ограничения – в движении энергия всё равно расходуется на работу генератора колебаний, а потому при полёте на низкой скорости запас топлива не будет быстро расходоваться.

Хотя принцип действия этого двигателя может быть объяснён и был впервые описан иаконским учёным Микроскопом, но как устроен генератор искажения пространства и как именно он создаёт пульсации фантомной энергии – никто понятия не имеет. Предположительно, это модификация стабилизирующего генератора.

(На самом деле, чего Трансформеры не знают, подпространственные карманы, применяемые в их безопорных двигателях, предназначены для релятивистских звездолётов. В чём подвох? Благодаря скорости полёта не выше пятисот километров в час и ограничении величины ускорения расход топлива значительно снижен, и кибертронец вряд ли израсходует его даже за очень, очень длительное время. Из этого следует и вывод: хотя внешняя часть кармана мала, его внутренний объём крайне велик.)

У вертолётов, в дополнение к этому, имеются и винты. В режиме андроформы они лежат сложенными на спине. Вращают их электромоторы.

У самолётов двигатели имеют довольно непростую конструкцию. Дело в том, что реактивный самолёт может быть рассчитан формуле Циолковского, следствием из которой является, что чем выше скорость выбрасываемого топлива, тем меньше его нужно потреблять для разгона на ту же скорость. Поэтому взамен химических реактивных двигателей кибертронские летуны используют либо мощный термоядерный двигатель с инерциальным удержанием плазмы, либо прямоточный реактивный двигатель, нагревающий набегающий поток воздуха термоядерными реакциями

Конструкция первого типа двигателя такова. Энергонный реактор (у летунов с этим двигателем их два – один основной, второй работает только в полёте), запитывает электроэнергией двигательную установку, состоящую из множества лазерных пушек (чем больше двигатель – тем больше лазеров). Сама двигательная установка – магнитное сопло, в которое подаются капсулы с замороженным топливом. В момент попадания капсулы в точку выстрела включаются основные лазеры. Плотность их излучения такова, что капсула сжимается в тысячу раз, превращаясь в раскалённый шар плазмы. Вслед за этим срабатывают дополнительные лазеры, разогревающие шар, и инициирующие в нём термоядерную реакцию.

В качестве топлива используются три различных варианта. Рассмотрим их.

1) Энергон – тут всё очевидно. Требует меньше всего энергии на зажигание реакции, излучает только рентгеновское излучение, наиболее прост в хранении, не требует включения всех лазеров. Но скорость вылета продуктов реакции из сопла наиболее низкая, а потому топлива с собой нужно брать гораздо больше, чем в двух других вариантах.

2) Смесь дейтерия и гелия-3. Выделяет гораздо больше энергии при реакции, скорость полёта образовавшейся плазменной струи – 7600 км/с, а потому можно брать с собой немного топлива для дальних полётов. Однако у этой реакции гораздо ниже КПД – лишь 75% энергии реакции совершает работу, толкая летательный аппарат вперед. Остальные – это жёсткое гамма-излучение и небольшой процент быстрых нейтронов. Кроме этого, в этом режиме лазеры вынуждены работать в режиме большой мощности.

3) Чистый гелий-3. Хотя выделяет меньше энергии, чем предыдущий вариант, не излучает быстрые нейтроны.

Ну, и что у нас получается? Такой двигатель даёт отличную тягу при малом расходе топлива, однако у него есть три недостатка. Первый – ионизирующее излучение. Второй – склонность к перегреву (как и у любого реактивного двигателя, впрочем). Третий – нужно хранить топливо в замороженном состоянии.

Первая проблема решена тем, что камера зажигания и твёрдая часть сопла сделаны из вольфрама, так как он тугоплавок, а ещё хорошо поглощает и рассеивает гамма-излучение. Генераторы магнитных полей расположены с внешней части двигателя, а лазерные лучи пропускаются сквозь термоустойчивые линзы и зеркала. Тяга двигателя зависит от количества топливных таблеток, сжигаемых ежесекундно. Кроме этого, вся установка размещена в самом-самом хвосте фюзеляжа, подальше от важных модулей. Цельноповоротное хвостовое оперение при этом устанавливается на камеру реактора.

Управление двигателем осуществляется через аналоговые и фотонные системы – полупроводниковая микро- и наноэлектроника и спинтроника слишком чувствительны к радиации. А между камерой зажигания и корпусом Трансформера установлен противорадиационный щит в виде куска вольфрама, в котором имеются отверстия для подачи охладителя, лазерных лучей и капсул топлива.

Решение второй проблемы осуществлено наличием в вольфрамовом сопле туннелей, по которым протекает расплавленный металл, охлаждающий его. Кроме, этого, большие размеры самого сопла уменьшает его нагрев (диаметр камеры зажигания – не менее метра). Что же касается лазеров, то они принудительно охлаждаются.

И третья проблема – нужно хранить топливо в замороженном состоянии. Как нетрудно догадаться, в нормальных условиях энергон – это жидкость, а гелий и дейтерий - газы. Соответственно, летуны таскают на себе криогенный генератор, охлаждающий хранилище топлива до чрезвычайно низких температур.

Ускорение у импульсных двигателей на форсаже, как и у современных земных реактивных самолётов, в 9-10 м/с^2. Однако при этом двигатель и лазеры начинают сильно греться, а потому форсаж включается лишь на пару земных минут. Крейсерское ускорение же составляет от трёх до пяти м/с^2.

Второй тип двигателя относительно сложнее. В хвостовой части фюзеляжа самолёта находится укрытый вольфрамовым кожухом термоядерный реактор охлаждаемый жидким литием, в магнитной ловушке которого удерживается дейтериево-гелиевая плазма. В передней части самолёта находятся воздухозаборники, поглощающие вентиляторами набегающий воздух и сжимающие его в компрессоре. Вслед за этим сжатая смесь газов разогревается термоядерным реактором до температуры в 2800-2900 кельвинов и выбрасывается сквозь рениевое или вольфрамовое сопло. Благодаря этому запаса топлива у самолёта хватает на очень, очень долгий полёт в атмосфере.

Подобная двигательная установка способна работать в четырёх полётнах режимах и может быть легко оснащена как несколькими соплами, так и соплами с отклоняемым вектором тяги. А вот теперь подробнее о режимах полёта:

- полёт на дозвуковой скорости сквозь атмосферу или на сверхзвуке на скоростях менее 2.9 чисел Маха – выше упомянутый способ засасывания вентилятором воздуха, его сжатие, нагрев реактором и выброс наружу сквозь сопло/сопла;

- полёт на скоростях свыше 2.9 Маха или в разреженной атмосфере – вентилятор и компрессор отключаются, заслонки перекрывают доступ к компрессору и открывают дополнительный канал меньшего сечения, через который воздух попадает к реактору. Благодаря тому, что размеры входа в канал регулируются заслонкой, можно управлять степенью сжатия нагнетаемого воздуха. Максимальное ускорение на первом и втором этапе – в 10-12 м/с^2;

- полёт в вакууме и в верхних слоях атмосферы. Газовый двигатель окончательно отключается, а хвост летуна трансформируется – выдвигается до того скрытое магнитное сопло, через который реактор выбрасывает раскалённую плазму. Ускорение при этом падает до 0,5 м/с максимум;

- полёт в вакууме на форсаже. В атмосфере кибертронец мог накопить сжиженный воздух, и теперь он его сбрасывает сквозь патрубки в сопло. Воздух от соприкосновения с плазмой раскаляется и вылетает из сопла на большей скоростью. Хотя полёт на форсаже непродолжителен, ускорение кибертронца возрастает втрое.

Так как термоядерный реактор можно использовать для выработки электроэнергии в полёте, это и используется Трансформерами – он запитывает сверхаккумулятор, энергия с которого подаётся на электромотор, вращающий вентилятор и компрессор.

Если сравнивать оба термоядерных двигателя, выяснится, что прямоточный двигатель более эффективен для полётов в атмосфере – он значительно меньше расходует топлива и обеспечивает огромную дальность полёта. Зато импульсный позволяет летать на больших скоростях и ускорениях в космосе благодаря одинаковой величине тяги что в космосе, что в атмосфере. Как следствие, Трансформеры-шаттлы и Трансформеры-перехватчики оснащены им, а остальные Трансформеры-самолёты – прямоточным.

Разобравшись с устройством двигателей, перейдём к полёту. Кибертронец, если он не вертолёт, способен к ограниченному вертикальному взлёту – его будут тянуть вверх безопорные двигатели. Но это способ не самый быстрый, а поэтому эффективнее взлетать самолётам с разбега – пробежаться по земле, трансформировав переднюю часть корпуса, набрать скорость, оторваться в прыжке от поверхности и окончательно перейти в форму аэроплана.

Что же касается посадки, то сначала нужно снизить скорость, а затем приземляться. Манёвры при посадке практически неотличимы от манёвров земных самолётов – кибертронцы не могут быстро замедляться.

Кроме этого в полёте есть два режима – с отключённым маршевым двигателем и с включённым. При первом варианте работают только безопорные двигатели, но зато кибертронец излучает очень мало тепла и летит абсолютно бесшумно. Хотя больше чем на пятьсот километров в час в атмосфере планете вы всё же не разгонитесь (в вакууме, где сопротивление среды практически нулевое, скорость полёта будет выше).

Но вот когда кибертронец включает своё маршевое двигло…. Вертолёт сразу становится легко услышать по стрёкоту винтов, хотя его электродвигатель и не ревёт, в отличие от турбовального у земных. Зато самолёты и шаттлы, врубив импульсный термоядерный двигатель, тут же станут слышны из-за оглушительного гула плазменной струи, выбрасываемой из сопла. На расстояние менее пятидесяти метров к ним сзади лучше не подлетать – вы тут же окажетесь в потоке быстрых ионов с мощностью свыше одного мегаватта. Впрочем, на крейсерской скорости тяга двигателя будет поменьше – там разгоняться уже не нужно.

Также после этого о скрытности можно забыть – тепла термоядерный двигатель излучает столько, что вас заметят более чем за километр. А по цвету выбрасываемой плазмы можно определить тип топлива – если яркий бело-синий или бело-сине-фиолетовый, то это энергон, а если ослепительно-лиловый, то это гелий-3. Обладатели прямоточного термоядерного двигателя не имеют такой проблемы, но всё равно их вентиляторы и сопла сильно шумят, да и след, хотя и меньший, раскалённых газов за собой оставляют.

Самолёты с прямоточными термоядерными двигателями, хотя и могут выходить в заатмосферное пространство и лететь сквозь вакуум на скоростях до 30 км/с (вообще-то, у них максимальная скорость больше, но будут в полёте расходы на манёвры и на торможение – топливо желательно сберечь), их ускорение не особенно-то и большое.

У шаттлов и перехватчиков всё еще круче. Они могут совершать межпланетные, но не межзвёздные перелёты - максимальная скорость в вакууме достигает 400 км/с у шаттлов и 50 км/с у перехватчиков. Однако и топлива они на себе перевозят гораздо больше других кибертронцев, а их число от общего населения планеты составляет менее половины процента. Ну, а вертолёты сквозь вакуум летают только на безопорных двигателях на крайне низкой скорости.

При выходе из атмосферы крылья летунов трансформируются. Радиаторы выдвигаются наружу, увеличивая тем самым свою площадь. Может показаться при этом, что самолёт имеет несколько крыльев, но это не так – дополнительные плоскости используются для охлаждения.

Для межзвёздного перелёта нужен ещё более эффективный двигатель – с инжекцией антиматерии в камеру реакции. Но, учитывая, что кибертронцы не сразу сумели производить её в больших количествах, да и хранение её крайне сложно, Трансформеров, способных к межзвёздным перелётам, не встречается.

Также любопытно, что во всех городах Кибертрона введён запрет включать импульсные двигатели в их пределах. Что не удивительно – представьте, что было бы, если за вашим окном пролетела бы ракета, выбрасывающая из своего сопла термоядерную плазму…. У вертолётов и самолётов с прямоточным двигателем, что неудивительно, запретов на включение основного двигателя нет.

Сквозь гидросферу


Что неудивительно, не бывает кибертронцев, которые трансформируются только в водоплавающие машины: Кибертрон – пустынная планета, и там нет ни рек, ни озёр, ни морей, ни океанов. Поэтому слов «корабль» или «флот» в языке Трансформеров нет, а слова, описывающие естественные водоёмы, появились лишь по посещению других планет. Космические же войска именуются либо военно-космическими силами, либо звёздной армией, а звания у командиров звездолётов или у разумов звездолётов аналогичны наземным войскам.

Впрочем, существуют кибертронцы, трансформирующиеся в машины на воздушной подушке. Это – их третья форма, а основная – грузовик, транспортный вертолёт или самолёт. При переходе в форму глиссера (именно так судно на воздушной подушке именуют кибертронцы) они принимают облик расплющенного грузовика, покоящегося на огромной надувной подушке, сделанной из такого же полимера, что и колёса Трансформеров. Передвигаются глиссеры за счёт тяги, создаваемой парой мощных импеллеров, расположенных в хвосте и вращаемых электромоторами. Проходимость в такой альтформе превосходная, и кибертронец пройдёт что по поверхности гидросферы, что по каменно-песчаной поверхности Кибертрона. Но скоростью глиссеры не отличаются. При переходе в другие альтформы надувная подушка сдувается и складывается. Все глиссеры имеют преобладающее гражданское программирование – военных среди них раз-два и обчёлся.

Впрочем, даже если Трансформер не трансформируется в водоплавающую машину, он может передвигаться по дну гидросферы.