Автор лого - Belaya_ber
Ширина страницы: 100%| 3/4| Размер шрифта: 9 pt| 10 pt| 12 pt| 14 pt

Только зарегистрированные участники
могут голосовать
Примечания к фанфику:

Картинки к статье:
- http://pre04.deviantart.net/adfc/th/pre/i/2015/217/b/5/the_core_war_and_other_stories_by_william_black-d8ovc51.jpg - у факельных звездолётов очень яркий выхлоп плазмы, который невозможно скрыть. Поэтому они могут быть украшены без снижения каких-либо характеристик;
- https://pp.vk.me/c626421/v626421769/d424/qjCw9D0n-2c.jpg - а вот это с алюминиевой бронёй МКС сделал кусок пластика на скорости столкновения в 6795 м/с; - пара человеческих космолётов с ЯРД, химическими маневровыми двигателями и выключенными капельными радиаторами http://pre02.deviantart.net/1ded/th/pre/i/2011/008/6/2/rendezvous_at_scherzo___1_by_reactor_axe_man-d36r9cl.jpg ; - звездолёт с АТЯРД http://pre08.deviantart.net/5c02/th/pre/i/2010/234/3/e/full_burn_by_steve_burg.jpg ; - знак "Опасно, антиматерия!" http://www.projectrho.com/public_html/rocket/images/antimatterfuel/antimatterBoom.jpg .
Вступление


Пожалуй, вершиной кибертронских технологий можно считать звездолёты, вне зависимости от того, приспособлены они для перелёта между планетами или звёздами. Эти махины гораздо больше любой техники, работающей на планетах, и выполняют функции либо транспорта, либо боевых машин. И значительно, значительно сложнее их.

Однако, когда мы переходим к описанию звездолётов, то здесь ситуация примерно также плоха, как и с лазерами. Если у лазеров было двадцать разновидностей, каждая из которых стреляла далеко не всегда лучом когерентного света, то ни в одном произведении не было показано, где заправляют звездолёты, как их строят, на какую скорость они могут разогнаться и так далее. Более того – иногда космолёты зачем-то вводят в атмосферу или их глупо уничтожают (как, например, в «Восстании предаконов»).

И, кстати, космических кораблей как концепции у Трансформеров не бывает. Их родная планета – сухой мир, на котором никогда не существовало крупных водоёмов, а потому с мореплаванием они не знакомы вообще (если даже они на других планетах занимались им, то их слова и понятия, связанные с морем, могут запросто отличаться от наших – ибо другая цивилизация). И именно поэтому они называют космические аппараты или космолётами, или звездолётами.

Устройство звездолёта


Внешний вид звездолёта главным образом зависит от его типа двигателя. Звездолёт-светолёт или магнитолёт оснащены огромными уловителем света («солнечным парусом») или магнитной ловушкой, размеры которых гораздо больше транспортного модуля. Но это не отменяет того, что они могут быть оснащены небольшими ракетными двигателями, позволяющими им маневрировать в полёте. У подобных космических аппаратов транспортный модуль может иметь любую форму, которую возжелает фантазия конструкторов, или которая подойдёт под требования заказчика. Как нетрудно догадаться, транспортный модуль, к которому прикреплен парус или ловушка, предназначен как для перевоза грузов, так и для живых существ.

С звездолётами, оснащёнными ракетными двигателями, всё несколько сложнее. Химические двигателей на них не ставят: у них слишком небольшое время работы и слишком большой расход топлива, чтобы быть эффективными. Однако, так как его экипаж – Трансформеры, то космолёт, летящий хотя бы от одной планеты до другой, должен перевезти минимум несколько сотен тонн грузов. И даже простой ионный двигатель, поставленный на наш аппарат, будет огромным и потреблять энергию в десятках мегаватт. Так что придётся оснастить звездолёт хотя бы атомным реактором немалой мощности, который надо ещё и вывести в космос. И в этот момент возникают большие проблемы.

Так как экипаж космолёта – Трансформеры, то им требуется много места для перемещения. Если взять за условие, что предельный рост кибертронцев, входящих в состав экипажа, составляет двенадцать метров, то один уровень жилого отсека звездолёта выйдет огромным – примерно тринадцать метров в высоту и сорок-шестьдесят метров в длину и ширину. Это не просто много – это целый четырёхэтажный дом в космосе! А ведь мы говорили лишь об одном уровне жилого отсека…. Короче, если жилой отсек выглядит у звездолётов так, как это показано в произведениях, то он имеет гигантские размеры. Это далеко не всегда хорошо – большие размеры жилого отсека увеличивают размеры и, конечно же, массу всего звездолёта (а большой звездолёт вынужден брать больше топлива для полёта на той же скорости).

Так или иначе, космолёт с ракетным двигателем состоит из нескольких частей. В носовой части находится щит – массивная составная бронедеталь в форме полусферы, клина или конуса. Он защищает все остальные модули от мелких метеоритов и космической пыли (в особенности это важно на большой скорости полёта). За ним находятся жилой и грузовой модули, к которым могут быть прикреплены шаттлы типа «космос-поверхность-космос», позволяющие звездолёту разгружать или загружать пассажиров или грузы без стыковки с космической станцией – большинство звездолётов плохо приспособлено к посадке или взлёту с поверхности планеты. У боевых космолётов грузовых отсеков зачастую несколько, и в них хранятся ракеты и боеприпасы к кинетическому оружию.

После вышеуказанных модулей следует реакторный отсек, запитывающий электроэнергией весь космолёт. Он отделён от остальных частей машины противорадиционными щитами, поглощающими ионизирующее излучение. И, наконец, в конце располагаются топливные баки и следующий за ним двигатель. С боков к ракетному звездолёту присоединяются «крылья» - радиаторы, маневровые двигатели, антенны и сенсоры. Также ракетный звездолёт может быть оснащён магнитнолётной системой, позволяющей ему экономить топливо на разгоне за счёт использования магнитной ловушки…. Впрочем, об этом мы поговорим в главе про двигатели.

Также заметим, что спрятать звездолёт в космосе практически невозможно, а потому очень многие космические аппараты – даже некоторые военные – могут иметь богато украшенные корпуса. Но конструктора звездолётов, даже если закладывают в проект наличие украшений, стараются сделать их такими, чтобы они шли не в ущерб лётным характеристикам.

Звездолёты: жилой отсек


Начнём мы с жилого модуля, ибо он место обитания экипажа звездолёта, и большую часть времени персонажи поводят в нём (за исключением Разума (бортового ИИ) аппарата – весь космолёт является его «телом»). Фактически он – то, что предстаёт перед зрительными сенсорами персонажей большую часть времени. Будет ли он похож на показанное в произведениях? Скорее нет, чем да.

Форма жилого модуля задаётся тем, как мы будем создавать в нём псевдогравитацию. Нет, генераторы гравитационных полей звездолёту не нужны, равно как и не нужно вращение жилого модуля вокруг своей оси. Вы замечали то, как при взлёте самолёта вас вжимает в кресла? Это так действует сила инерции. Именно её и применим для создания псевдогравитации. Представим, что наш жилой модуль – это многоэтажный лифт, который двигается с ускорением. Тогда всех, кто в этот лифт загрузился, будет вдавливать в пол. (Замечали такой эффект, когда поднимаетесь на лифте в многоэтажном доме?) Хорошо, на как же быть при торможении звездолёта? Всё легко – разворачиваем космолёт задом наперёд и включаем маршевый двигатель.

Правда, после разгона на максимальную скорость всё равно наступит момент, когда звездолёт будет лететь с выключенным двигателем, и тогда внутри него наступит невесомость. Это должно, по идее, усложнить условия обитания кибертронцам… но на кой пассажирам звездолёта бодрствовать во время перелёта и расходовать ограниченные ресурсы бортового энергона? Пускай они пребывают в стазисе, а бодрствует лишь рабочий экипаж. Если полёт очень, очень долгий, то экипаж может состоять из нескольких смен, или вообще взамен экипажа за всем следит Разум космолёта.

Разобравшись с гравитацией, переходим к атмосфере. Внутренности жилого отсека желательно заполнить газом или смесью газов – это упростит его охлаждение и нагрев. Газовая смесь эта, естественно, бескислородная – Трансформерам кислород на болт не нужен, да и пожаров на борту возникать не будет. Также в эту смесь должны входить газы химически малоактивные – чтобы внутренности звездолёта как можно дольше не изнашивались. Так что оптимальный выбор – инертные газы (гелий, аргон, ксенон), азот, оксиды углерода. Такая атмосфера не подходит для людей… но не для них звездолёт проектировался.

Количество уровней в жилом отсеке зависит от размеров звездолёта. Если принять за минимальную высоту тринадцать метров (иначе придётся набирать экипаж низкорослых, а это не всегда оптимально), то с учётом потолка добавится полтора-два метра. На один уровень уйдёт при этом метров пятнадцать… а их может быть несколько. Вот и получается, что даже трёхуровневый отсек будет иметь высоту более сорока пяти метров. М-да. И это мы ещё даже не разбирали его ширину и длину.

К счастью, система жизнеобеспечения проста. Системы нагрева и охлаждения, вентиляция и освещение – всё, что нужно жилому отсеку. В котором обитают Трансформеры. И ещё про снабжение энергоном, охлаждающими жидкостями и смазкой самих кибертронцев не стоит забыть.

С вентиляцией и охлаждением всё просто. Гоняем через воздуховоды газы в жилом отсеке, если надо – пропускаем сквозь охлаждающую установку, если надо – сквозь электронагреватель.

Перемещение между уровнями организуется двумя способами: лестницами и лифтами. Причём обе конструкции должны присутствовать в звездолёте – если откажет лифт, экипажу ничего не должно мешать передвигаться между уровнями жилого отсека.

Уровень жилого отсека для пассажиров, пожалуй, наиболее чужд человеческому глазу. Дело в том, что размещать их нужно как можно более компактно. А в какой момент Трансформер занимает меньше всего места? Если он трансформируется в наземную технику, то в режиме транспортной формы, а если в авиацию – то в андроформе. Следовательно, пассажирский уровень жилого отсека будет выглядить как огромный ангар, в котором находятся прикреплённые к полу кибертронцы, погружённые в стазис. И они будут бездействовать с момента посадки в звездолёт вплоть до того момента, пока космолёт не пристыкуется к космической станции в пункте назначения или не выйдет на стационарную орбиту вокруг небесного тела и приготовится к запуску шаттлов.

Что же касается внешнего вида отсека, в котором проживает экипаж, то он зависит от материалов, использованных при изготовлении. В идеале это будут композитные материалы, способные выдержать вес разгуливающих по ним Трансформеров. Композитные панели могут быть сняты, чтобы проходящие за ним кабеля в случае повреждений можно было отремонтировать. Также должна быть возможность добраться до вентиляционных фильтров по той же причине. Уровень роскошности жилого отсека зависит от производственных возможностей орбитальной фабрики, где звездолёт собрали, и от склонности владельца звездолёта к понтам. В аскетичном варианте отсек будет выглядеть как внутренности «Ностромо» из «Чужого».

Иллюминаторов нет – вся информация собирается сенсорами на внешней обшивке корпуса космолёта и затем по оптоволоконным кабелям передаётся на вычислительные машины, и только после этого предстаёт перед сенсорами членов экипажа на дисплеях или транслируется непосредственно в ЦП Разума.

Количество шлюзов зависит от размеров жилого отсека. Если звездолёт не перевозит пассажиров, то хватит и одного, а если пассажиры могут быть на борту, то количество шлюзов равно n+1, где n – это число шаттлов, которые может перевозить на себе космолёт. Так или иначе, в шлюзе одновременно может разместиться лишь небольшое количество Трансформеров (хотя при аварийной ситуации его двери можно распахнуть настежь), он оснащён насосами, откачивающими газ из него, а стыковочные устройства на обшивке звездолёта делают из программируемых материалов, способных менять свою форму, что позволяет аппарату присоединяться к нестандартным конструкциям.

Ну, а если звездолёт – беспилотный, и управляется либо роботами, либо Разумом, то жилой отсек – это место нахождения ЦП.

Между жилым отсеком и обшивкой звездолёта имеется прослойка. В ней проложены энергетические и информационные кабеля, шланги системы охлаждения и по ней могут перемещаться роботы-ремонтники или миниконы. Сама обшивка звездолёта надета на несущую конструкцию и представляет из себя многослойную броню, защищающая внутренности от астероидов, космического мусора и радиации.

Звездолёты: грузовой отсек


Грузовой отсек у гражданских и военных звездолётов – не одно и то же. У гражданских – это массивный отсек, в котором перевозится сырьё или готовая продукция. Зачастую грузовозы и пассажирские космолёты – различные модели, ибо строительство гибрида слишком затруднительно.

Грузы перевозятся в контейнерах, закреплённых перед вылетом внутри отсека. Без контейнеров перевозить что-либо небезопасно – под действием силы инерции при изменении скорости содержимое отсека будет летать из стороны в сторону. Загрузка и разгрузка происходят в состоянии невесомости – так гораздо проще.

У военных звездолётов в грузовых отсеках хранятся ракеты «космос-космос» и «космос-поверхность» и массивные кинетические дротики для орбитальных бомбардировок. Также отсеков у них чаще всего не один, а несколько – один в носу, пара в середине. Впрочем, об этом будет разговор в главе про оружие космолётов.

Ещё один тип грузовых отсеков – это для искусственных спутников. Примитивные беспилотные машины наподобие современных, запускаемых человечеством, управляются с борта главного звездолёта и оснащены мощными сенсорами. Они увеличивают количество информации, доступной колонизационному звездолёту о планетарной системе, в которую он прибыл, и о планете, на которую планируется высадка. Спутники же боевых звездолётов помогают выследить противника на большем расстоянии.

Также понадобятся грузовые отсеки, в которых хранятся смазка для роботов-ремонтников и Трансформеров, запасные части для ремонта повреждённых частей, баки с энергоном и запас топлива для энергетической установки.

Наконец, в последнем типе грузовых отсеков находится накопитель материи и нанофабрикатор. Эти модули устанавливаются на продвинутые звездолёты, оснащённые системой саморемонта.

В остальном конструкция подобна жилому отсеку. Есть системы охлаждения и нагрева, которые включаются, если перевозимые грузы должны находиться в особых температурных условиях. Снаружи грузовой отсек покрывает многослойная броня.

Звездолёты: энергетическая установка


Такая огромная машина, как кибертронский космолёт, потребляет огромное количество электроэнергии в полёте, и немалая её доля приходится на двигатель. Поэтому приходится оснастить её не просто генератором электроэнергии, но целой электростанцией! Электростанция эта, конечно же, атомная, ибо расходует топливо гораздо медленнее, чем работающая на химическом топливе, и вырабатывает больше энергии, чем солнечные батареи. Всего у нас есть четыре варианта электростанций.

1) АЭС на быстрых нейтронах. Самый примитивный и самый дешёвый вариант, не требующий добычи экзотических частиц или строительства магнитных ловушек для плазмы. Работает на уране-238, который под действием нейтронного излучения превращается в плутоний-239, а тот, в свою очередь, раскалывается нейтронами в ходе цепной реакции. В результате выделяется много тепла, которое поглощается охладителем (расплавленным натрием). Натрий, в свою очередь, нагревает вторичный охладитель. Тот испаряется и вращает турбину, охлаждается и снова становится жидкостью, после чего нагревается натрием.

Ядерный реактор на быстрых нейтронах вырабатывает много электроэнергии, не требует продвинутых технологий, и гораздо надёжней и экономичней реактора на тепловых нейтронах. Но за время «сжигания» уранового топлива его конструкция неизбежно повреждается нейтронным облучением. Кроме этого, через несколько лет приходится заменять топливные элементы по причине истощения и утилизировать их.

Урановая энергетическая установка лучше всего походит для космолётов, выполняющих межпланетные перелёты, но плохо – для межзвёздных из-за проблем с загрузкой новых и утилизации старых топливных элементов и неизбежным износом реактора.

2) Энергонная электростанция. Всё просто – устанавливаем на звездолёт простой термоядерный реактор, в магнитной ловушке которого удерживается энергонная плазма. Так как критерий Лоусона у энергона крайне низок, а из вредного излучения – лишь рентгеновское, то мы получаем безопасный и эффективный источник электричества. Недостаток – для работы нужен энергон, а его добывать можно только на Кибертроне, а за его пределами – лишь если изготавливать синтетический.

3) Термоядерная электростанция на дейтерии или гелии-3. В отличие от предыдущей, требует более мощной магнитной ловушки, на три с лишним порядка больших температур, генерирует гамма- и нейтронное излучение. Зато дейтерия и гелия-3 во Вселенной просто завались, и дозаправка проблем не составит. ТЯЭС крайне эффективна при установке на межзвёздные космолёты: у них не будет проблем с добычей топлива по прибытию в чужую планетарную систему. При этом дейтерий-гелиевый реактор, в отличие от дейтерий-дейтериевого, требует больших температур, но испускает в 12 раз меньше нейтронов – хороший выбор для долгоиграющей электростанции.

4) Реактор конверсии матери-в-энергию – самый фантастический, он использует плазму, которая может быть получена из любого вещества, нагретого до достаточных температур. Затем в магнитную ловушку впрыскиваются магнитные монополи – экзотические частицы, способные вызывать распад нуклонов на пи-мезоны и позитроны. Пи-мезоны, будучи частицами нестабильными, дезинтегрируют (нейтральный пи-мезон - в пару гамма-квантов, отрицательный пи-мезон – положительный мюон и нейтрино). При этом и гамма-кванты, и отрицательные пи-мезоны будут сталкиваться с частицами плазмы, передавая в ходе столкновений свою энергию им. Как следствие, плазма постепенно разогреется. Если это был термоядерный реактор, то таким образом можно нагреть его содержимое до температуры начала реакции без использования внешних устройств (ускорители частиц, генераторы СВЧ и прочее).

Из всех четырёх перечисленных энергетических установок конвертирующий генератор наименее зависим от типа топлива, а потому оптимально подходит для звездолётов, совершающих межзвёздные путешествия. И он вообще не может никаким образом взорваться! К сожалению, похоже, что магнитные монополи – очень, очень тяжёлые частицы, для добычи которых придётся строить огромные ускорители.

Также в трёх последних типах реакторов используются два способа добычи электроэнергии – магнитногидродинамические для извлечения электроэнергии непосредственно из плазмы и вращение испарившимся охладителем турбины.

Однако что же будет, если реактор выйдет из строя? Нам же ведь нужно иметь в таком случае на борту запасной источник энергии! Выход есть. Во-первых, пускай наша атомная электростанция передаёт электроэнергию не только на её потребители, но и подзаряжает бортовые аккумуляторы огромных размеров. В таком случае выход из строя реактора слабее навредит звездолёту – мы можем использовать заряд аккумуляторов на то, чтобы попытаться произвести ремонт или совершить манёвры в полёте. Также на военных звездолётах, возможно, имеет смысл ставить запасной реактор – чтобы повреждения одного не сделали военную машину небоеспособной.

Замечания по конструкции энергетической установки: реактор должен быть заключён в корпус, поглощающий реакцию, генерируемую в ходе работы, должна быть возможность регулировать мощность реактора, и должен быть проход от жилого отсека до реактора, позволяющий ремонтной команде или роботам ремонтникам добраться до повреждений и устранить их.